Кузоватовский район

Как в России работает сырьевая рента

Автор: Мои финансы
Как в России работает сырьевая рента.

Эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко в интервью информационному агентству «Прайм» об  идее, предлагающей распределять часть доходов от экспорта природных ресурсов.

Инициативу, предлагающую распределять часть доходов от экспорта природных ресурсов можно назвать тестом на понимание того, как устроен российский бюджет и налоговая система. Эти знания являются важным аспектом финансовой грамотности. Если углубиться в вопрос распределения доходов государства от сырьевых отраслей (нефтегазовых в том числе) выяснится, что за счет них (налоги/дивиденды с акций, принадлежащих государству) финансируется существенная часть социальных расходов в стране. Если эти доходы исключить/уменьшить из «бюджетного уравнения», для покрытия социальных нужд потребуется иметь более высокие ставки налогов или же потребуется урезать социальную поддержку населения. В упрощенном смысле за раздачу «бонусов» рискуют заплатить социально-уязвимая часть населения.

В настоящее время даже в условиях прогрессивной шкалы НДФЛ для граждан величина максимальной ставки (22 %) значительно ниже, чем, например, в США (37 %), в Великобритании и Франции (45%).  И это возможно в том числе за счет того, что российский бюджет наполняют выплаты от сырьевых компаний.

При этом мировая практика распределения части таких сырьевых доходов есть. Если приводить в пример Аляску, то там добыча нефти на душу населения на порядок выше российской, небольшая численность населения, а годовой "бонус" жителям штата - порядка 4% от среднего дохода. Крупным исключением являются богатейшие ОАЭ, где право на выплаты имеют только граждане (которых меньше 15% населения), а сами выплаты в большинстве целевые (на образование, жилье). Аналогичные меры поддержки в России реализуются в виде материнского капитала, субсидированного государством кредитования и ряде других мер адресной социальной поддержки. Уровень добычи нефти в ОАЭ на душу населения выше российского на два порядка, при этом в последние годы там были введены и подоходный налог, и налог на прибыль.

Снижение поступлений в Фонд национального благосостояния уменьшает резервы государства для гарантий по пенсионному обеспечению, а также ослабляет устойчивость при необходимости разрешения кризисных ситуаций.   При этом необходимость в таком резерве/его регулярном пополнении, как и возможность использования этих средств на поддержку населения уже не раз можно было наблюдать в совсем недалеком прошлом (например, при пандемии, санкционном давлении).  

Светлана Мусиенко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт проекта НИФИ Минфина России "Моифинансы.рф"

Во-первых, инициатива предполагает нарушение порядка формирования бюджета на государственном уровне. В отличии от семейного бюджета или бюджета организации, где сначала учитывают все доходы, а затем распределяют эту сумму на различные направления расходов, на уровне государства всё, наоборот. Сначала формируется сумма всех расходов бюджета, т.е. бюджетных обязательств, которые как раз учитывают все потребности граждан, а затем подсчитываются источники доходов бюджета. Если сумма обязательств бюджета превышает сумму ожидаемых доходов, то привлекаются источники финансирования дефицита бюджета. Одним из таких источников является Фонд национального благосостояния. В итоге, согласно выдвинутой инициативе предлагается создать новое направление расходов, но использовать для его финансирования не новый источник доходов, а взять уже имеющийся источник финансирования дефицита бюджета. Это приведёт к разбалансированности бюджета и создаст дополнительные риски.

Во-вторых, позиция получения всеми работающими более 15 лет гражданами выплат в одинаковом объёме сама по себе является дискуссионной.

Наконец,  может сложиться ошибочное представление, будто сейчас граждане вообще ничего не получают от нефтегазовых доходов – это не так. Вспомним, что основные функции любых финансов, в том числе государства, это функции распределения и перераспределения. Вследствие этого в конечном итоге отсутствует прямая привязка конкретных источников доходов к определённым видам расходов, а напротив происходит аккумулирование всех средств и осуществление всех выплат из «общего кармана». Таким образом, на сегодняшний день доходы от продажи нефти и газа (в объёме, предусмотренном бюджетным правилом) точно так же, как налоги и другие источники доходов бюджета, направляются на выплаты и социальное обеспечение граждан в виде пенсий, бесплатной медицины и образования, обеспечения общественными благами (уличное освещение и т.п.).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie